Создание музыкально-предметной среды в семье


Консультация для родителей

Тема: «Создание музыкально-предметной среды в семье»

Во всём мире признанно, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка, а в том числе и музыкального, создаётся в семье. Родители должны знать методы и приёмы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи, имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних — с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребёнком. Родители понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются им дать музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребёнок обычно слышит в основном современную «лёгкую» музыку, потому что к «серьёзной» музыке его родители безразличны. 
Из этого следует, что фонотека в семье должна быть разнообразной и включать в свой перечень и фольклор, и классику, и современную музыку. И в то же время всё это разнообразие должно быть понятным для ребёнка. Для активности ребёнка в музыкальном направлении, эта музыка должна сопровождаться игровыми действиями или на основе большинства этих произведений посоветовать родителям проводить разнообразные музыкально-дидактические игры.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально — образовательная деятельность фонотека, музыкальные игры и игрушки).
В семье, серьёзно занимающейся музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с начала жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома —  ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.
Среди видов исполнения, наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребёнок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, дудочка, фортепиано, баян, гитара, аккордеон, скрипка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе музыкальных игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности, поддержки родителей. Но без участия родителей в этом процессе, становится понятна его однобокость и неполноценность. Не должно быть обрыва в музыкальной деятельности ребёнка, только из-за места его нахождения. Другими словами, ребёнок должен находиться в музыкальной атмосфере не только в стенах ДОУ, но и дома. Где музыка звучит постоянно и непрерывно. Но быть пассивными слушателями недостаточно. Необходимо включаться в музыкальные игры вместе с детьми.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

* Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.

* Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.

* Изменение характера игрового общения детей и педагога, детей и родителей (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель) .

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. 

Материалы для  создания музыкально — развивающей среды в семье. 
*для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, игрушечные музыкальные инструменты;

*детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

*музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка.

* аудиовизуальные пособия: иллюстрации, компакт-диски, фонограммы, аудио- и  видеодиски).
_________________________________________________________________________________________________

 Музыкальный руководитель     Беляева Жанна Михайловна